http://www.banker.ru/periodical/number/article/?article=1873
фото из открытых источников интернета
В древности люди расплачивались друг с другом самыми разными ценностями – беличьими шкурками, коровами, медом, сушеной рыбой, железом, какао, солью. «Товарные деньги» были полезными – их можно было употреблять в пищу, шить из них одежду или мастерить оружие. Удивительное государство, в котором до сих пор наряду с традиционной валютой имеют хождение «товарные деньги», существует и сегодня. Это остров Яп в Тихом океане.
В качестве денег в обществе могло функционировать все что угодно: у первобытных племен большим успехом пользовались цветные стеклышки и зубы диких животных, в Китае и на Фиджи – красивые ракушки. Главное, чтобы эти вещи были дефицитными и труднодоступными (ракушки – в море, деньги – в банке), а люди соглашались принимать их в обмен на любые товары.
В процессе развития человечества выяснилось, что самыми удобными средствами платежа являются легкие разноцветные бумажки с портретами политических деятелей. А вот жители острова Яп – затерянной в океане столицы Федеративных Штатов Микронезии – за легкостью и удобством никогда не гнались. Для осуществления важных сделок они до сих пор используют плоские камни со сказочно-мелодичным названием «фэи» – самую тяжелую и оригинальную валюту в мире.

Карликовый островок, где проживает всего 11 тыс. человек, и известность получил благодаря своим уникальным денежным знакам. Яп называют «Островом каменных денег», и транспарант с этой надписью встречает каждого туриста, прибывающего с континента, чтобы увидеть фэи, отдохнуть в уютных коттеджах, насладиться тропическим климатом и всласть поплавать в океане.
Официальной валютой Япа считаются доллары США, на острове открыты два коммерческих банка – FSM Bank и Bank of Hawaii, в гостиницах и магазинчиках принимают кредитки. Но местные жители с презрением относятся ко всем этим «цивилизованным» операциям.
Старый добрый япский «банк» – это пальмовые рощи, где вдоль мощеных дорог лежат огромные каменные монеты с дыркой в центре, похожие на мельничные жернова. Раньше по дорогам с валютой разрешалось ходить только самым знатным островитянам. А теперь здесь гуляют все желающие – главным образом туристы с фотокамерами. Европейцев, добравшихся до Микронезии, всегда удивляли местные обычаи – ношение набедренной повязки тха, жевание бетеля – и... неподъемные квазиденьги.

«Банков» с каменными дисками на Япе и близлежащих островках-атоллах множество: самый известный среди них – Рулунг, где собраны наиболее крупные фэи (высотой с двухэтажный дом и толщиной 40 см). Каждый из таких артефактов имеет собственное имя, что сильно повышает его стоимость. В обиходе у япцев и каменная «мелочь» – миниатюрные диски диаметром 7 см, которые при желании можно носить с собой.
«Денежные» экспедиции
Фэи вытесывали из арагонита – кристаллизованного минерала, являющегося основой перламутровых раковин и жемчужин. На Западных Каролинских островах он был в большой цене, потому что выглядел как кварц и был самым блестящим предметом в округе. На самом Япе арагонита не было – за ним отправляли экспедиции на остров Палау, который находился в 650 км от столицы Микронезии. Польский исследователь Ян Кубари, впервые побывавший на Япе в 1870 году, оставил замечательные записки об истории этих опасных путешествий.
Вожди племени снаряжали экспедицию из самых выносливых людей, способных бороться со штормом, лазать по скалам и с помощью обыкновенного топора вырубать огромные глыбы. Япцы отправлялись в поход на больших лодках чугопин, которые всегда были перегружены: по прибытии часть людей искала арагонит, а другая часть – строила дополнительные лодки, чтобы разместить на них добытые деньги (средняя фэи весила не меньше центнера).
На Палау микронезийцев порой подстерегали опасности: местные жители были достаточно агрессивно настроены по отношению к пришельцам. Иногда конфликты доходили до открытых стычек, но в большинстве случаев япцы соглашались выполнить какую-нибудь работу, чтобы получить разрешение на добычу денег. Любопытно, что все трудности, пережитые островитянами, влияли на стоимость привезенных домой монет. Чем сложнее было найти, отвоевать, обтесать и доставить заветный каменный диск, тем дороже он становился. «Работник выдалбливал скалу долгими месяцами, трудясь с восхода до заката солнца и довольствуясь при этом скудным пропитанием, часто состоявшим из одних моллюсков, которые он должен был сам добывать, – пишет Кубари. – Даже бетель становился огромной редкостью, и к концу работ весь состав экспедиции обнаруживал явственные признаки истощения...»
Добыча и транспортировка фэи была существенной частью экономики Япа: на благо «монетного двора» трудились примерно 10% населения острова. После изготовления крупных дисков, которые по возвращении отдавались вождю, япцы делали маленькие – для себя. За двухметровое каменное колесо на Япе могли отдать большую лодку, что в те времена было равнозначно целому состоянию. Так как деньги были тяжелыми (для переноски крупной фэи требовались усилия 20 взрослых мужчин), ими не обменивались, а просто делали надпись на камне, означающую, что он перешел к другому владельцу. На Япе до сих пор есть множество домиков, к стенам которых прислонены огромные диски. Богатому островитянину могли принадлежать десятки фэи в разных концах деревни.
«Король О'Киф»
В конце XIX века жесточайшую инфляцию и падение курса каменной валюты острова Яп вызвал ирландец Дэвид Дин О'Киф. Спасаясь от суда, он бежал из Европы, оставив там жену и маленькую дочку. В 1871 году корабль О'Кифа разбился о рифы рядом с островом Яп, и европеец был вынужден там поселиться. Познакомившись со странными обычаями местных жителей и их системой средств товарообмена, «белый человек» решил наладить перевозку ценных дисков с Палау. Для этого он отправился в Гонконг, купил там на последние деньги хорошее современное судно и предложил япцам свои услуги. Вскоре крупные фэи буквально наводнили остров. Вековая иерархия ценностей местных жителей начала рушиться на глазах, каменные деньги стремительно дешевели... А в качестве платы за перевозку О'Киф требовал копру и трепангов, ценившихся в Гонконге. За несколько лет ирландский авантюрист сколотил себе приличное состояние, построил прекрасный дом, вывез из Гонконга вторую жену и провозгласил себя местным царем.
В 1901 году у него возникли проблемы с немецкой администрацией (в это время колонизированный испанцами остров Яп как раз перешел к Германии) из-за того, что вместо немецкого флага он поднимал на корабле свой собственный. Педантичные немцы настаивали на своих правах, «король О'Киф» упорствовал, и в конце концов ему пришлось покинуть остров. Через несколько дней он вместе со всем экипажем и новой семьей погиб во время тайфуна.
Сейчас на острове Яп есть бар «Оазис О'Кифа», названный в честь «ирландского короля», а от его прекрасной виллы, к сожалению, ничего не осталось... В 1920-х годах здесь находилось более 30 тыс. каменных дисков. Во время войны японцы строили из них береговые укрепления. Потом многие фэи были увезены в европейские музеи и банки.
Каменные колеса до сих пор «украшают» дворики микронезийских островитян, свидетельствуя об их достатке. На них можно приобрести домашний скот или участок земли, но новых денег япцы уже не производят.

